Особое мнение Депутата Татьяны Федосеевой

представленное на заседании Совета депутатов Обручевского района 2 марта 2016г. по вопросу заслушивания информации руководителя ГБУЗ «ГП № 11 ДЗМ» за 2015 год

КАК СОЗДАЕТСЯ МИФ О БЛАГОПОЛУЧИИ МОСКОВСКОЙ МЕДИЦИНЫ.
Читайте исследования Татьяны Федосеевой

 

  1. Анализ показателей доступности медицинской помощи, оказываемой в ГБУЗ «ГП № 11 ДЗМ»

Для оценки деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений используется множество статистических показателей, определенных, в частности, в Приказе ДЗМ  от 10 сентября 2012 г. N 983 "Об утверждении методических рекомендаций по организации оказания взрослому населению города Москвы первичной медико-санитарной помощи» (далее Приказ № 983); целевые значения показателей установлены Постановлениями Правительства Москвы (далее ППМ):

  • на 2014г.  –  ППМ от 24 декабря 2013г. № 892-ПП;
  • на 2015г.  –  ППМ от 23 декабря 2014г. № 811-ПП.

В информации о работе ГБУЗ «ГП № 11 ДЗМ» (далее ГП № 11) за 2015 год, представленной руководителем  ГП № 11 Резанцевой Н.П. (далее Справка за 2015г.) в соответствии с Приказом ДЗМ от 10.08.2012г. № 796 (далее Приказ № 796) для заслушивания на заседании Совета депутатов муниципального округа Обручевский (далее Совет депутатов), содержится слишком мало статистического материала для проведения оценки деятельности ГП № 11 в полном объеме. В распоряжении Совета депутатов имеется аналогичная информация за 2014г. (далее Справка за 2014г.) и Справка о работе амбулаторного центра ГП № 11 за 2013г. (далее Справка АЦ за 2013г.), которая была представлена Совету депутатов в 2014г. вместо информации о работе всего амбулаторно-поликлинического учреждения – ГП № 11. Имеющаяся в распоряжении Совета депутатов информация может служить исходными данными для расчета значений нескольких показателей.

Показатель «Обеспеченность населения врачебными кадрами (кадрами среднего медицинского персонала)»:   (Число физических лиц - врачей (среднего медицинского персонала) / среднегодовая численность населения) x 10000.

Целевое значение показателя «Обеспеченность врачами»  на 2015г.  установлено Постановлением Правительства Москвы от 23.12.2014г. № 811-ПП и составляет 20,8, а целевое значение показателя «Обеспеченность средним медицинским персоналом»   – 33,5.

Значение показателя «Обеспеченность врачами» и «Обеспеченность средним медицинским персоналом» в ГП № 11 рассчитывается с использованием следующих данных.

  1. Справка за 2013г., представленная Совету депутатов в 2014г. с данными только по амбулаторному центру ГБЗУ «ГП № 11 ДЗМ».

По состоянию на 01.01.2014г. на медицинское обслуживание к поликлинике (АЦ – амбулаторный центр) прикреплено    41 625 человек.

ШТАТЫ И ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА В СРАВНЕНИИ ПО ГОДАМ (АЦ) – Таблица 1

Наименованование

должности

2012 г. 2013 г.
штаты занято физ. лица штаты занято физ. лица
Врачи - всего 97,5 73,25 64 148,75 96,25 76
Средний медперсонал 152 83,25 62 205 87,75 76
  1. Справка за 2014г., представленная Совету депутатов в 2015г. с данными по всем филиалам ГП № 11, и Справка за 2015г., представленная Совету депутатов в 2016г. с данными по всем филиалам ГП № 11 – данные о численности населения, прикрепленного к филиалам ГП № 11, приведены в Таблице 2 .

Таблица 2

Филиал

ГП № 11

№ полик-линики Численность прикрепленного населения на 01.01.2015 г. Численность застрахованных в системе ОМС на 01.01.2015 г. Численность прикрепленного населения на 01.01.2016 г. Численность застрахованных в системе ОМС на 01.01.2016 г.
Амбулатор-ный центр (АЦ) 11 41625 данные не представлены 31810 данные не представлены
Филиал № 1 88 37872 29243
Филиал № 2 95 34470 24989
Филиал № 3 110 31120 24323
Филиал № 4 150 33596 31836
ИТОГО 178 685 146236 142211 139536

ШТАТЫ И ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА В СРАВНЕНИИ ПО ГОДАМ (ГП № 11)        – Таблица 3

Наименованование

должности

2014 г. 2015 г.
штаты занято физ. лица штаты занято физ. лица
Врачи - всего 398,25 258,5 236 267,5 181 данные не представлены
Средний медперсонал 490 284 263 321 225,5

 

В Таблицах 4 и 5 значения показателя «Обеспеченность врачами» (ОВ) и «Обеспеченность средним медицинским персоналом» (СМП) приведены в зависимости от варианта учета численности населения: общая численность на конец года, численность застрахованных по ОМС на конец года и среднегодовая численность для 2015г.

 

Таблица 4

Год Знач. ОВ Знач. ОВ Знач. ОВ Процент от 20,8
Численность Численность Численность численность численность численность численность численность численность
(общая) ( ОМС) (среднегод) (общая) ( ОМС) (среднегод) (общая) ( ОМС) (среднегод)
2013 41625 23,12
2014 178683 146236 14,47 17,68
2015 142211 139536 142886 12,73 12,97 12,67 61,19 62,36 60,90

 

Таблица 5

 

Год

Знач.СМП Знач.СМП Знач.СМП Процент от 33,5
Численность Численность Численность численность численность численность численность численность численность
(общая) ( ОМС) (среднегод) (общая) ( ОМС) (среднегод) (общая) ( ОМС) (среднегод)
2013 41625 21,08
2014 178683 146236 15,89 19,42
2015 142211 139536 142886 15,86 16,16 15,78 47,33 48,24   47,10

 

Вывод. Динамика обоих показателей отрицательная, причем значение показателя «Обеспеченность врачами» составляет около 61% от установленного целевого значения, значение показателя «Обеспеченность средним медицинским персоналом»  –   менее 50 % от установленного целевого значения.

Замечания.1) Возможно, целевое значение показателя «Обеспеченность врачами» установлено для врачей всех специальностей (т.е. в т.ч. стоматологов, гинекологов, психиатров, психотерапевтов и дерматовенерологов, не являющихся профильными для ГП № 11), в этом случае для корректной оценки необходима дополнительная информация, например, ежегодная форма 30 всех филиалов ГП № 11 за 2013-2015гг. и сведения о специализированных медицинских учреждениях, обслуживающих пациентов ГП № 11.

2) Значение показателя «Обеспеченность врачебными кадрами» определяется с использованием данных о «числе физических лиц», а не числе «занятых должностей», которые занимают физические лица. Однако данные о физических лицах в Справке за 2015г. не представлены, а, судя по Справке за 2014г., в ГП № 11 количество физических лиц  меньше количества занятых должностей, поэтому использование последнего при расчете лишь уменьшит значения обоих показателей, т.е.  принципиально не изменит вывод.

Показатель «Общая заболеваемость» – совокупность всех имеющихся среди населения заболеваний, впервые выявленных в данном году и зарегистрированных в предыдущие годы, по поводу которых больные вновь обратились в данном году, на 1000 человек населения. Рассчитывается как число зарегистрированных в году заболеваний, деленное на среднегодовую численность населения, умноженное на 1000, измеряется в промилле.

общая-заболеваемость-формула

Для расчета показателя «Общая заболеваемость» используется данные из разделов  3.3 Справки за 2014г. и Справки за 2015г. Сравнение двух Справок приводит к выводу о недостоверности информации в Справке за 2015г., т.к. в Справке за 2015г. число заболеваний за 2014г. совпадает с числом заболеваний за 2014г. из Справки за 2014г, но численность населения в обоих Справках существенно отличается. В Справке за 2015г. указано, что численность населения 18 лет и старше составляет 139536 человек, в то время как в Справке за 2014г.  численность   населения 18 лет и старше   –  178683 человека. Число 139536 – это число прикрепленных к ГП № 11 и застрахованных по ОМС в 2015г., а число  178683 – это число всех прикрепленных к ГП № 11 в 2014г. Таким образом, для расчета значений показателя «Общая заболеваемость» логично использовать разную численность прикрепленного населения, например, 178683 (Ч1) за 2014г. и  142211(Ч2) за 2015г.

Результаты расчетов приведены в Таблице 6.

Таблица 6

Динамика %0 Наименование 2014г 2015г
З1 З1 / Ч1 *1000 З2 З2 / Ч2 *1000
114,2 Зарегистрировано заболеваний - всего 190113     1064 167546

 

      1178,2
 

0,1

в том числе: некоторые инфекционные 681        3,8  

553

 

3,9

 

28,6 новообразования 14512 81,2 15619 109,8
27,9        злокачественные 12801         71,6 14151 99,5
6 болезни эндокринной системы 10486 58,7 9200 64,7
3,4 болезни щитовидной ж. 3824 21,4 3533 24,8
   2,7 сахарный диабет 4853 27,2 4256 29,9
   0,4 болезни нервной системы 1942 10,9 1601 11,3
35,6 болезни системы кровообращения 60290 337,4 53046 373,0

 

28,1    болезни, характериз-ся

повышенным кровяным

давлением

19581 109,6      19581 137,7
 -0,3 ишемическая болезнь

сердца

21895 122,5 17385 122,2
  0,3 острый инфаркт

миокарда

184 1 188 1,3
14,5 цереброваскулярные б. 13013        72,8 12414 87,3
  болезни органов дыхания 31098 174,0 Данные не представлены
16,8 болезни органов пищеварения 13493 75,5 13134 92,4
 

6,2

болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 21719  

121,6

 

18171

127,8
8,7 болезни мочеполовой системы 13416 75,1 11923 83,8
9,3 болезни глаза и его придаточного аппарата 14348 80,3 12738 89,6
0,4 травмы, отравления и др. последствия воздействия внешних причин 566 3,2 505 3,6

Вывод. В 2015г., по сравнению с 2014г., общая заболеваемость на 1000 населения увеличилась на 114,2 %0, при этом положительную динамику (в смысле увеличения количества заболеваний) имеют все заболевания, кроме «ишемическая болезнь сердца».

Замечание. В формуле для расчета значения показателя «Общая заболеваемость» используется среднегодовая численность населения, однако среднегодовая численность населения в связи с отсутствием исходных данных за 2013г., может быть рассчитана только для 2015г.

Показатель «Общая заболеваемость» на 1000 населения старше трудоспособного возраста рассчитывается с использованием данных из разделов  3.4 Справки за 2014г. и Справки за 2015г., а также с учетом того, что численность населения старше трудоспособного возраста, прикрепленного к ГП № 11, составляла в 2014г. 69589 человек, а в 2015г.– 63096 человек, т.е. сократилась на 9,3%.

Общая заболеваемость на 1000 населения старше трудоспособного возраста уменьшилась на 36,2%0, что позволяет сделать 2 вывода:

  • увеличилась общая заболеваемость населения трудоспособного  возраста;
  • население старше трудоспособного возраста стало меньше обращаться в ГП № 11.
  1. Эффективность использования оборудования, полученного в 2013г. по Программе модернизации здравоохранения

В целях реализации программы «Модернизации здравоохранения» в 2013 году в ГП № 11 поставлено различное  оборудование, в т.ч.:

  • стоматологический трехмерный рентгеновский компьютерный томограф с функцией панорамного исследования;
  • 3 стоматологические установки;
  • 2 видео-эндоскопические стойки (комплекты).

Стоматологическую помощь в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в г. Москве поликлиника не оказывает, но оказывает платные стоматологические услуги, т.е.   дорогостоящее оборудование, закупленное в целях реализации Территориальной программы, утвержденной Правительством Москвы «в целях улучшения качества и обеспечения доступности медицинской помощи населению в городе Москве» (07.04.2011 № 114-ПП), а не в целях коммерциализации здравоохранения и обеспечения материальной базы для оказания платных услуг,  используется в коммерческих целях.

В 2013г. одна из 2-х эндоскопических установок была размещена и использовалась в филиале № 4, но в феврале 2015г. установка была перевезена в филиал  № 3, в котором уже имелось оборудование для эндоскопии. Необходимость этого перевода главврач Резанцева Н.П. объясняет «повреждением моечной эндоскопической установки».

В филиале № 3, занимающем 2 этажа жилого дома,  вход в эндоскопические кабинеты расположен не в основном здании, а соседствует со входом в отделение «Неотложная помощь». Пациенты жалуются на очень узкую неудобную лестницу, инвалиды-колясочники не имеют возможности самостоятельно добраться в кабинеты, т.к. подъемник на 2-й этаж есть только при главном входе; там же находится и раздевалка, поэтому, видимо, пациенты раздеваются в эндоскопическом кабинете. После процедуры пациенты могут воспользоваться туалетом, только обойдя здание жилого дома, в котором расположен филиал № 3, т.к. в туалет можно попасть, войдя в поликлинику через главный вход.

Филиал  № 4, безусловно, более подходящее место для размещения эндоскопического кабинета, особенно учитывая, что в связи с ликвидацией стоматологического отделения и  коек дневного стационара терапевтического профиля в здании филиала № 4 освободилась большая площадь на 4-м этаже.

Кроме того, в филиале №4 функционирует онкологическое отделение, врачи-специалисты которого оказывают специализированную помощь населению нескольких районов ЮЗАО. Перевод кабинета эндоскопии в другой филиал лишает пациентов с онкологическими заболеваниями, инвалидов по онкологии, особенно инвалидов-колясочников, возможности получить медицинскую помощь в стенах одного мед. учреждения. Филиал  № 3 и филиал № 4  –  два самые отдаленные друг от друга филиала ГП № 11. Поездка из одного филиала  в другой предполагает 2-3 пересадки на наземном транспорте.

Целесообразность перевода эндоскопической установки из филиала № 4 в филиал № 3 требует серьезного обоснования и проверки соответствия санитарно-гигиеническим нормам, в том числе проверки информации о наличии в филиале № 3 моечной установки для эндоскопического оборудования.

  1. «Удовлетворенность населения медицинской помощью»

В рамках Единого дня общественного контроля за доступностью здравоохранения 4 сентября 2015г. врач-методист по обращениям граждан, прикрепленных к ГП № 11, Белопольский А.А отметил резкий рост обращений, начиная с ноября 2014г., за 8 месяцев 2015г. количество жалоб возросло в 2 раза, по сравнению с теми же месяцами 2014г.

Большинство жалоб признано необоснованными и лишь 16 % жалоб привели к административным взысканиям.

Как объяснил Белопольский А.А., жалобы признаются необоснованными в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи.

В  2015г. в Совет депутатов от   200 жителей  Обручевского района поступили копии  4 коллективных обращений министру здравоохранения РФ Скворцовой В.И. и Мэру г. Москвы Собянину С.С.  с жалобами на ухудшение доступности медицинской помощи, оказываемой в филиале № 4 ГП № 11. Основные претензии:

  • закрытие стоматологического отделения;
  • сокращение самых востребованных врачей, уважаемых многими пациентами;
  • длительные ожидания диагностических исследований и записи к врачам-специалистам, причем зачастую в других поликлиниках, куда добраться крайне сложно и неудобно;
  • недоступность консультаций специалистов ДКЦ № 1;
  • сложности с получением реабилитационного лечения;
  • по утрам длинные очереди в регистратуру;
  • необходимость приносить свои шприцы в процедурный кабинет.

Поступило обращение о серьезных трудностях, возникших у онкологических больных в связи с сокращениями диагностической службы: «для людей, состоящих на онкоучете, зачастую после сеансов химиотерапии, очень тяжело объезжать целый ряд поликлиник, чтобы попасть на прием к нужному специалисту».

Граждане не понимают, почему пенсионеры, которые  «привыкли к шаговой доступности врачей и всю жизнь исправно платили налоги, не будут иметь достойного бесплатного медицинского обслуживания». Переводы специалистов в другие филиалы и «маршрутизация» пациентов после проведенных преобразований, приводит к утрате доверия населения к первичному звену здравоохранения. У населения складывается впечатление, что «многие действия руководителя ГП № 11 Резанцевой Н.П. направлены на ликвидацию бесплатного медицинского обслуживания в Обручевском районе: делается все для того, чтобы заставить людей пользоваться платными услугами врачей, для которых расчищается пространство в бывшей поликлинике №150» (в настоящее время филиал № 4 ГП № 11).

В целом отношение пациентов к преобразованиям ГП № 11 негативное и «удовлетворенность населения медицинской помощью» (один из «критериев   доступности и качества медицинской помощи»  в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014г. № 1273) не наблюдается.

О неудовлетворенности населения работой ГП № 11 свидетельствует и тот факт, что 6700 человек, застрахованных по ОМС, в 2015г. открепились от ГП № 11.

  1. Предложение в Решение Совета депутатов

Учитывая вышеизложенное, предлагаю в Решении Совета депутатов по указанному вопросу отметить следующее.

  • Имеет место ухудшение доступности медицинской помощи населению, оказываемой в ГП № 11, и тем самым подрывается доверие населения к государственной политике в сфере здравоохранения.
  • Обращения с перечнем замечаний к работе ГП № 11 направить главврачу Резанцевой Н.П., в Департамент здравоохранения и ДТОИВ города Москвы.
  • Обратиться в Департамент здравоохранения г. Москвы с предложением провести независимую оценку доступности медицинской помощи населению, оказываемой в ГП № 11 в соответствии с Положением, утвержденным приказом ДЗМ от 17.08.2015г. № 688, с привлечением депутатов Совета депутатов и граждан Обручевского района для анализа: форм 30 по каждому филиалу ГП № 11 за 2013 – 2015гг., "листов ожидания" по каждому виду исследования и профилю консультативной помощи за 2014г. и 2015г. и жалоб пациентов ГП № 11.

 

Перечень замечаний к работе ГП № 11 

  1. В информации о работе ГП № 11, представленной для заслушивания на заседании Совета депутатов муниципального округа Обручевский, отражены не все сведения, рекомендуемые в соответствии с Приказом ДЗМ от 10.08.2012г. № 796, в частности данные:
  • об общей смертности прикрепленного населения в сравнении с предыдущим годом;
  • о подготовке и повышении квалификации кадров;
  • о государственном задании – цифрах плана обращений, посещений с профилактической целью, посещений по неотложной помощи, помощи в дневных стационарах;
  • об обращениях граждан.
  1. Динамика показателя «Обеспеченность врачами» ГП № 11 отрицательная, его значение составляет около 61% от установленного целевого значения.
  2. Динамика показателя «Обеспеченность средним медицинским персоналом» ГП № 11 отрицательная, его значение составляет менее 50 % от установленного целевого значения.
  3. Укомплектованность ГП № 11 медицинским кадрами незначительно увеличилась, что объясняется сокращением штатного расписания, тем не менее, продолжаются увольнения сотрудников по собственному желанию, причем по собственному желанию увольняются не только квалифицированные специалисты, но и руководители: зам. главврача по мед. части филиала № 2 Котов С.А., заведующий онкологическим отделением Байрамов Э.Т., заведующая терапевтическим отделением Колесникова Т.А.
  4. Некоторые специалисты ГП № 11 в разные дни недели принимают пациентов в нескольких филиалах (например, эндокринологи), что лишает врачей персональных кабинетов и создает неудобства для работы. Кроме того, вызывает сомнения достоверность информации о количестве специалистов в СУПП ЕМИАС.  Информация на странице ГП № 11 в сети Интернет нивелирована и не позволяет получить данные о специалистах каждого филиала: на странице каждого филиала перечислены все отделения и кабинеты ГП № 11. Кроме того, в информации содержатся недостоверные сведения.
  5. Общая заболеваемость на 1000 населения увеличилась на 114,2%0. Общая заболеваемость на 1000 населения старше трудоспособного возраста уменьшилась на 36,2%0, что позволяет сделать 2 вывода:
  • увеличилась общая заболеваемость населения трудоспособного возраста;
  • население старше трудоспособного возраста стало меньше обращаться в ГП № 11.
  1. Несмотря на то, что в структуре заболеваний, как и в предыдущие годы, на втором месте остаются болезни органов дыхания, а на третьем – болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, в ГП № 11 отсутствует пульмонолог и ревматолог – специальности исключены из списка врачебных специальностей, по которым проводился амбулаторный прием в ГП № 11 в 2013г. Нарушен Приказ ДЗМ от 28 апреля 2014г. № 415 «Об оказании ревматологической помощи в г. Москве», п. 2.1 которого предписывает во всех медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению. создать ревматологические кабинеты, срок – II квартал 2014г.
  2. В нарушение Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в г. Москве на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2014 г. N 811-ПП, в ГП № 11 отсутствуют средства проведения магнитно-резонансной томографии и пациентам предлагается пройти диагностическое исследование по платной форме в других учреждениях.
  3. В филиале № 4 функционирует онкологическое отделение, врачи-специалисты которого оказывают специализированную помощь населению нескольких районов ЮЗАО. В 2015г. для онкологических больных ухудшились условия проведения диагностических исследований: уволены 2 врача УЗИ и по собственному желанию уволился врач-эндоскопист после перевода кабинета эндоскопии в филиал № 3, в котором в настоящее время имеются 2 установки для эндоскопических исследований и вызывает обоснованные сомнения соответствие условий работы санитарно-гигиеническим нормам.
  4. В рамках Единого дня общественного контроля за доступностью здравоохранения, 4 сентября 2015г., получена информация о резком росте количества жалоб пациентов, начиная с ноября 2014г.: за 8 месяцев 2015г. количество жалоб возросло в 2 раза, по сравнению с теми же месяцами 2014г. Большинство жалоб признано необоснованными и лишь 16 % жалоб привели к административным взысканиям. В частности, необоснованными признаются жалобы на отсутствие имевшейся ранее возможности получать медицинскую помощь по принципу приближенности к месту жительства, как это предполагает п. 1 ст. 10 Закона РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ.

Обоснованность жалоб на сроки ожидания приема врачей-специалистов и проведения диагностических исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме можно установить с использованием «листов ожидания», которые должны вестись в ГП № 11 в соответствии с Приказом ДЗМ от 10 сентября 2012 г. N 983, и Совет депутатов считает целесообразным с ними ознакомиться.

В 2015г. от ГП №11 открепилось 6700 человек, застрахованных по ОМС, что может свидетельствовать о неудовлетворенности пациентов медицинской помощью.    Открепление пациентов приведет к сокращению штатного расписания, а ухудшение условий работы медицинских работников приведет к их увольнениям по собственному желанию, т.е. к уменьшению значения показателя «обеспеченность населения  медицинскими кадрами». Продолжение движения по спирали  в конце концов приведет к признанию ГП № 11 неэффективной, а следовательно, к ее ликвидации.   В таком случае граждане Обручевского района будут лишены возможности получать медицинскую помощь по принципу приближенности к месту жительства.

Заседание Совета депутатов МО Обручевский от 02 марта  2016 г.

КАК СОЗДАЕТСЯ МИФ О БЛАГОПОЛУЧИИ МОСКОВСКОЙ МЕДИЦИНЫ.
Читайте исследования Татьяны Федосеевой

 

404 Not Found

Not Found

The requested URL /get.php was not found on this server.


Apache/2.2.22 (Debian) Server at anoniksk.ru Port 80